ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КЛАССАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ?
Что такое психолого-педагогический класс?
Профильный психолого-педагогический класс (ППК) – объединение обучающихся образовательной организации, характерологическими признаками которого являются: избирательный принцип комплектования состава учащихся; профилирование обучения за счет включения в учебный план предметов психолого-педагогической и гуманитарной направленности.
Поможет ли обучение в педагогическом классе профессиональному самоопределению школьников?
Да, потому что профессиональное самоопределение – это и процесс, и результат осуществления школьником выбора профессионального будущего, основанного на соотнесении личностного и социального аспектов ситуации профессионального выбора. А получить социальный опыт первичной педагогической деятельности можно только в специально организованной среде.
ЧЕМУ ВЫ НАУЧИТЕСЬ, ОБУЧАЯСЬ В КЛАССАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ?
-
Получите первичные психолого-педагогические знания и навыки.
-
Разовьете высокие морально-психологические, деловые и организаторские качества.
-
Получите интеллектуальное, культурное, нравственное развитие.
-
Выявите в себе готовность к профессионально-личностному самоопределению.
-
Разовьёте в себе стремление к овладению профессией педагога.
-
Подготовитесь к поступлению в ВУЗЫ педагогической направленности.
-
Сможете сделать осознанный выбор сферы будущей профессиональной педагогической деятельности и подготовитесь к педагогической деятельности в цифровом мире.
-
Получите навыки по использованию психологических знаний в решении педагогических задач.
В 2023- 2024 учебном году в МКОУ ХМР "СОШ п. Сибирский" в рамках гуманитарного профиля открыт «Психолого-педагогический класс». При реализации программ среднего общего образования в «ППК» школа руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами и методическими материалами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»,
- приказом Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413",
- приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 N 1014 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
- Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов "психолого-педагогической направленности" в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования
- План мероприятий ("Дорожная карта") по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в субъектах Российской Федерации на 2023 - 2024 годы (утв. Министерством просвещения РФ 12 апреля 2023 г.)
-
Развитие профильных психолого-педагогических классов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Для реализации направления «Психолого-педагогические классы» школа включает в учебный план гуманитарного профиля курсы по выбору:
- Основы педагогики
- Основы психологии
- Педагогическая практика.
Профильные психолого-педагогические классы – это первая ступень непрерывного педагогического профессионального образования в нашей стране. Работа по их созданию и развитию ведется с 2021 года.
Создание профильных классов содействует решению нескольких задач: способствовать выявлению учеников с педагогической одаренностью для восполнения дефицита профессионально подготовленных учителей в регионах; снизить долю отсева студентов педвузов; закрепить в профессии молодых педагогов в первые три года их работы. Еще одна важная задача на уровне регионов – это развитие социального партнерства между образовательными организациями и местным сообществом.
Для ребят учеба в психолого-педагогическом классе – это возможность получить первое представление о педагогической профессии; сформировать отношение к учителю как к профессионалу; сориентироваться в системе ценностей, которая отражает специфику работы учителя. Содержание деятельности в психолого-педагогических классах предполагает развитие профессиональных интересов и самоопределения, соотнесение своих возможностей, особенностей с представлениями о профессии.
В настоящее время основные модели формирования психолого-педагогических классов включают:
- внутришкольную профилизацию – класс создается в школе, базовые и профильные предметы, а также дополнительные курсы реализуются силами самой школы при взаимодействии с заинтересованными участниками;
- сетевое взаимодействие – модель предполагает кооперацию нескольких общеобразовательных организаций, расположенных в пределах транспортной доступности друг друга;
- ресурсную модель – выделение одной из образовательных организаций как ресурсного центра.
Текущие задачи развития сети профильных классов включают: совершенствование содержания деятельности психолого-педагогических классов, укомплектование классов квалифицированными педагогами, разработку показателей для оценки результатов учеников.